медицинский центр:
пн-пт: 07.30-22.00
сб: 08.00-21.00
вс: 08.00-16.00
колл-центр:
пн-пт: 07-00-22-00
сб-вс: 08-00-21-00
МРТ - круглосуточно
Операционное отделение:
пн-вс: 09.00-21.00
Когда необходима помощь логопеда взрослому человеку? Когда необходим первый визит к логопеду ребенка? Ответы на эти вопросы на этой странице!
К сожалению, в последние годы не только в Беларуси, но и в странах СНГ зафиксирован рост речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Да и учителя обычных массовых школ бьют тревогу по поводу участившихся случаев недостаточной сформированности фонематического восприятия у младших школьников, что в свою очередь перерастает в еще более серьезные проблемы усвоения грамматики языка в старшей школе. Проблема нарастает, как снежный ком. Много детей не только не произносят правильно звуки, но и не слышат и не различают их при письме. Отмечается рост так называемых дисграфий (нарушений письма) и дислексий (нарушений чтения) разного характера. И это логопедическая проблема. Поэтому в Республике Беларусь общепринятым считается ежегодный осмотр логопеда с раннего (в 1 год) дошкольного возраста и до момента поступления в школу. При наличии речевой патологии в школьном возрасте занятия с логопедом обязательно должны быть продолжены до окончания курса коррекции речи. Примечательно, что при поступлении во многие вузы требуется справка о нормальной речи от логопеда. И очень грустно наблюдать, когда умные и способные выпускники школ, лицеев, гимназий не допускаются из-за проблем с речью к вступительным экзаменам на престижные специальности.
Комплексная консультативно-диагностическая и коррекционная логопедическая помощь в условиях МЦ «Нордин» оказывается в случаях следующей речевой патологии у детей:
• задержка речевого развития у детей раннего возраста до 3-х лет (ЗРР),
• общее недоразвитие речи (ОНР),
• заикание (логоневроз),
• нарушения звукопро-изношения (дислалия, дизартрия),
• темпо-ритмические расстройства речи (тахилалия),
• ринолалия.
Специалистами медицинского центра «Нордин» используются эффективные методики коррекции речи и обследования речевых функций у детей и подростков. Проводятся консультации и обследования речевого развития детей дошкольного возраста при оформлении в школу и детский сад, профосмотр детей раннего дошкольного возраста (от 1 года).
В современном мире инсульт представляет серьезную проблему. Из-за повышенной невротизации вследствие усиления стрессов в обществе значительно возросло число пациентов, у которых наблюдаются речевые расстройства вследствие нарушений мозгового кровообращения (инсульта). Речевые нарушения (афазии) особенно часто возникают у больных после мозгового инсульта, черепно-мозговой травмы.
Тяжелые нарушения речи у взрослых – это заикание (логоневроз), афазии вследствие инсульта и черепно-мозговых травм хирургических вмешательств в области головного мозга. Также для жителей мегаполисов актуальной становится проблема тахилалии – значительного ускорения темпа речи вплоть до невозможности говорить внятно и выразительно. Также встречаются достаточно тяжелые случаи множественного нарушения звукопроизношения. Когда у взрослого нарушен не один, а сразу несколько звуков (к примеру, все шипящие или свистящие, звуки «р» и «рь») речь бывает достаточно смазанной и непонятной окружающим, что доставляет человеку огромные неприятности и вызывает в психологическом плане тяжелые многолетние переживания. Логопед для взрослых, как правило, может помочь улучшить или привести в норму состояние речи.
Врачи-логопеды МЦ «НОРДИН» для взрослых оказывает комплексную консультативно-диагностическую и коррекционно-логопедическую помощь у подростков и взрослых при заикании (логоневрозе), нарушениях звукопроизношения (дислалии, дизартрии), дизартрии вследствие ОНМК, нарушении голоса (дисфония), темпо-ритмические расстройствах речи (тахилалия), ринолалии, постинсультной и посттравматической афазии (растормаживание речи и речевая реабилитация неврологических больных после инсульта, черепно-мозговых травм разного происхождения).
Лечебно-реабилитационные технологии у пациентов с нарушениями речи после инсульта
В настоящее время достаточно хорошо разработаны принципы диагностики и лечения афазий. Вместе с тем в современных лечебно-реабилитационных технологиях актуальным является наиболее полная социальная адаптация больных, формирование таких коммуникативных навыков, при которых человек с последствиями болезни мог бы не только полноценно трудиться, но и не испытывал бы психологический дискомфорт, обусловленный изменившимся речевым стереотипом.
В остром периоде занятия логопеда-афазиолога заключаются в установлении контакта с больным, в нейропсихологическом обследовании, направленном на выявление его речевых, интеллектуальных возможностей, остаточных возможностей высших психических функций (особенностей памяти, восприятия и т.д.), изучении эмоционально-волевой сферы. В этот период занятия логопеда носят преимущественно психотерапевтический характер. К концу 3-й недели после инсульта в большинстве случаев вырисовывается основная форма афазии и начинается ранний восстановительный период (до 6 мес.), когда ведется работа с конкретной формой афазии. К методикам раннего этапа восстановления относятся: стимулирование понимания речи на слух (при разных формах афазии); растормаживание простых, хорошо упроченных видов речи при моторной афферентной и эфферентной афазии (автоматизированные речевые ряды, пословицы, песни, фразы с жестким контекстом, речевые задания побудительного характера, образцы речевых оборотов, необходимых для элементарного общения, чтение коротких фраз и стихов); методики предупреждения аграмматизма (телеграфный стиль) — стимулирование употребления в ответах глагольной лексики; методики стимулирования глобального чтения и письма. На поздних этапах логотерапии более активно используется механизм компенсации; речевая функция не восстанавливается в прежнем виде, а меняет свое строение. Практика показывает, что одна и та же форма афазии проявляется у разных людей по-разному в зависимости от их образовательного и культурного уровня, знания языков, особенностей личности. Нередко у разных больных отмечаются на первый взгляд совершенно одинаковые речевые симптомы. Но, как показывает наш опыт, механизмы этих симптомов отличаются друг от друга. В подобных случаях, несмотря на схожесть речевых расстройств, должны применяться различные методы логотерапии.
Продолжительность речевой реабилитации при афазии
Логопедическая работа при афазии – длительный и трудоемкий процесс (от 3 месяцев до 1 года). Иногда работа пациента с логопедом продолжается до 2 лет и требует сотрудничества врача, логопеда, пациента и его ближайшего окружения, причем восстановление речи должно проходить квалифицированно, на серьезном профессиональном уровне.
Роль близких и семьи в реабилитации больных с нарушениями речи после инсульта
На всех этапах речевой реабилитации важнейшее значение имеет эмоциональный фактор. Восстановление речи после инсульта требует времени больше, чем улучшение общего состояния пациента. Больные постоянно нуждаются в ободряющих беседах, внимании со стороны близких и семьи, в формировании положительной мотивации к занятиям, в правильном отношении к себе. Это важно не только в случаях нарушений речи после инсульта, но и во всех случаях речевой патологии у взрослых.
Следует принимать во внимание важное значение отдельных факторов, влияющих на эффективность восстановления (возраст пациента, особенности его личности, мотивации, настроенности на успех и веру в выздоровление, соматические заболевания и их динамика). При своевременном воздействии логопеда-афазиолога и хорошо подобранном медикаментозном лечении в нашей практике наблюдались случаи положительной речевой динамики и полной социальной адаптации больных, перенесших инсульт либо ЧМТ.