Режим работы колл-центра:
пн-пт: 07.00-22.00
сб-вс: 08.00-21.00
МРТ - круглосуточно
Записаться на прием
Режим работы колл-центра:
пн-пт: 07.00-22.00
сб-вс: 08.00-21.00
МРТ - круглосуточно
Записаться на прием

Головная боль в детском и подростковом возрасте. Подробно о проблеме рассказывает невролог Светлана ВОЛЧЕЦКАЯ

Головная боль относится к часто встречающимся жалобам в детском возрасте. Несмотря на то, что маленькие дети кажутся слишком юными для таких проблем, современные реалии показывают рост числа жалоб на головные боли уже у школьников младших классов.  Эту важную тему сегодня раскрывает детский невролог медицинского центра «Нордин» Светлана Петровна ВОЛЧЕЦКАЯ.


 
 
Светлана Петровна ВОЛЧЕЦКАЯ
Детский невролог высшей категории
 

 

Проблема очень актуальна, что подтверждается частотой встречаемости головной боли (ГБ): она составляет 3-8% у дошкольников и возрастает до 57-82% в подростковом возрасте. В одном из докладов экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Головные боли и общественное здоровье» (WHO, 2004) приоритетной задачей было определено «повышение эффективности лечения и профилактики головной боли у детей».

В большинстве случаев ГБ у детей и подростков имеет благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз, своевременно и правильно назначена терапия.

Выделяют два основных типа головной боли:

  • Первичная ГБ ­– самостоятельная патология. Примером самых частых первичных головных болей являются мигрень и головные боли напряжения (ГБН).
  • Вторичная ГБ– это головная боль, являющаяся симптомом соматической патологии (например, ГБ при синусите) или установленного основного заболевания ЦНС (например, ГБ при менингите).

 


 

Мигрень –  неврологическое заболевание, проявляющееся уже в раннем (иногда в дошкольном) возрасте. Она отличается не только сильной приступообразной, часто односторонней, головной болью, но и такими симптомами, как тошнота, рвота, светобоязнь, повышенная чувствительность к звукам и даже боль в животе.

Эпизоды могут длиться от нескольких часов до нескольких дней и существенно влиять на самочувствие и активность ребёнка.

Триггерами приступов являются:

  • эмоциональный стресс (неблагоприятная обстановка в семье, переживания по поводу ситуации в школе);
  • физическое переутомление;
  • откладывание или пропуск приёма пищи;
  • дегидратация;
  • внешние воздействия (запахи, шум, вестибулярные нагрузки);
  • нарушение режима сна;
  • особенности диеты (употребление газированных напитков, кофеина, искусственных подсластителей, продуктов с нитратными консервантами – копчёности, продуктов с высоким содержанием глутамата натрия;
  • гормональные факторы (менструация).

 


 

Головная боль напряжения (ГБН)– смамая распространённая форма первичной головной боли у детей и подростков. Разновидности ГБН значительно варьируются по частоте, интенсивности болей. Её возникновение может быть связано с длительной умственной нагрузкой, дефицитом сна, переутомлением, неудобной позой — например, при длительном сидении за партой или компьютером. Напряжение мышц шеи и плечевого пояса вызывает спазмы и приводит к появлению болевого синдрома, который чаще всего ощущается как давящая или сжимающая боль.

Важно не игнорировать головные боли, особенно если:

  • Головная боль сопровождается рвотой, нарушениями зрения, речи, походки, координации движений.
  • Ребёнок на фоне головной боли становится чрезмерно вялым или, наоборот, чрезмерно возбуждённым и раздражительным.
  • Головная боль связана со сном, особенно сопровождающаяся тошнотой, рвотой и нарушением сознания. Утренние головные боли.
  • Боль появилась внезапно, быстро достигает высокой интенсивности.

 


 

Первым этапом диагностикивсех видов головных болей является неврологический осмотр, во время которого врач оценивает состояние ребёнка, собирает подробный анамнез, выясняет частоту, интенсивность, характер боли, локализацию, сопутствующие симптомы и возможные провоцирующие факторы.

Для уточнения диагноза могут назначаться дополнительные обследования:

  • лабораторные анализы крови— для исключения анемии, воспалительных процессов и инфекций;
  • магнитно-резонансная томография (МРТ) — необходима при подозрении на структурные изменения мозга (опухоли, воспаления, сосудистые патологии);
  • электроэнцефалография (ЭЭГ) — исследование мозговой активности, помогающее выявить эпилептическую активность и другие функциональные нарушения;
  • УЗИ сосудов головы и шеи — помогает оценить кровоток и выявить возможные гемодинамические нарушения;
  • консультации узких специалистов:окулиста, оториноларинголога, кардиолога, эндокринолога, психолога.

 


 

Неоценимую помощь врачу всегда оказывают внимательные родители, чётко и последовательно излагающие жалобы, не «гипертрофирующие» ситуацию.  Поэтому важно пользоваться такими доступными инструментами как ведение «Дневника головных болей», использование аналоговых шкал боли у детей (шкала ВАШ).

Установление формы головных болей или их сочетаний у одного ребёнка важно. Различные типы определяют стратегию лечения, она направлена на купирование приступа, медикаментозную и немедикаментозную терапию.

Чаще всего для купирования приступа ГБ у детей используют ибупрофен и парацетамол в возрастных дозировках. Медикаментозная терапия (курсовая, либо длительная профилактическая) будет определена детским неврологом, её эффективность обязательно будет зависеть от приверженности к лечению пациента и его родителей.

Профилактическая терапия – важная часть лечения головных болей у детей:

  • Соблюдение гигиены сна: полноценный сон продолжительностью 8-10 часов для школьников, соблюдение режима отхода ко сну и подъёма. Недостаток сна является одним из главных факторов, провоцирующих головные боли. Избыточная продолжительность ночного сна может провоцировать «мигрень выходного дня».
  • Соблюдение режима дня:со сбалансированным чередованием школьных занятий, отдыха, спорта. Родители должны максимально поощрять активный образ жизни ребёнка, обычный для его возраста.
  • Физическая активность: регулярные упражнения, особенно полезны мягкие растяжки и зарядка для шеи и плечевого пояса, которые уменьшают мышечное напряжение.
  • Гигиена рабочего места: правильная посадка за партой или компьютером, удобное освещение, регулярные перерывы во время занятий (каждые 40-60 минут).
  • Питьевой режим:регулярное употребление воды, так как обезвоживание часто вызывает или усиливает головные боли.
  • Ограничение:просмотра телепередач, времени работы с гаджетами.
  • Психоэмоциональная разгрузка:прогулки на свежем воздухе, занятия любимым хобби, снижение нагрузки от кружков, репетиторов. Психоэмоциональные факторы всегда усиливают болевые ощущения и мешают полноценно учиться и отдыхать. Помочь ребёнку научиться справляться со стрессом и выработать техники расслабления сможет психолог, это снизит частоту и интенсивность симптомов. Медицинская и психологическая поддержка даёт лучший результат и помогает ребёнку быстрее вернуться к обычной деятельности.
  • Информирование педагогов:что ребёнок страдает головными болями (особенно хроническими формами головной боли). Одна из ключевых рекомендаций – индивидуальное планирование учебных нагрузок, предоставление ребёнку возможности пропустить урок или день занятий в школе при плохом самочувствии.

 


 
Важный совет для родителей:
 

Головная боль у ребёнка — не просто усталость или каприз. Не игнорируйте жалобы ребёнка на головную боль.  Это симптом, который может указывать на разнообразные причины — от переутомления и стресса до серьёзных неврологических заболеваний.

Родителям важно внимательно относиться к жалобам ребёнка, не заниматься самолечением и своевременно обращаться к специалистам. Комплексный подход, включающий медицинское обследование, правильный режим, психологическую поддержку и при необходимости медикаментозное лечение, помогают защитить здоровье ребёнка и улучшить качество его активной жизни.


 

Запись по телефонам:

  • 159;
  • +375 44 50 60 159;
  • +375 33 60 70 159;

 

Мы работаем для того, чтобы истории болезни

становились историями здоровья!

Запись на прием

Заказать обратный звонок

Оператор перезванивает по Беларуси, гражданам РФ и других стран отвечаем по электронной почте, указывайте, пожалуйста, свой e-mail в комментариях.

через колл-центр (тел.159), с 7:00:
  • 25 число — эндоскопия (дс, колоноскопия), гастроскопия (ФГДС)
  • 24 число — на консультацию к ревматологам, функциональную диагностику
  • 15 число — стоматологический приём, ультразвуковые исследования (УЗИ)
в МЦ «НОРДИН» у администратора 2-го этажа, с 7:00:
  • 25 число — эндоскопия (дс, колоноскопия), гастроскопия (ФГДС)
  • 24 число — на консультацию к ревматологам, функциональную диагностику
  • 15 число — стоматологический приём, ультразвуковые исследования (УЗИ)
Запись на прием

Оператор перезванивает по Беларуси, гражданам РФ и других стран отвечаем по электронной почте, указывайте, пожалуйста, свой e-mail в комментариях.

Запись на прием

Оператор перезванивает по Беларуси, гражданам РФ и других стран отвечаем по электронной почте, указывайте, пожалуйста, свой e-mail в комментариях.

Заказ сертификата

Оператор перезванивает по Беларуси, гражданам РФ и других стран отвечаем по электронной почте, указывайте, пожалуйста, свой e-mail в комментариях.

Запись в фитнес центр

Заказ чек-апа

Оператор перезванивает по Беларуси, гражданам РФ и других стран отвечаем по электронной почте, указывайте, пожалуйста, свой e-mail в комментариях.

Обратная связь

Оператор перезванивает по Беларуси, гражданам РФ и других стран отвечаем по электронной почте, указывайте, пожалуйста, свой e-mail в комментариях.

Отправить резюме

Обратная связь

Отзыв об услуге

Записаться на прием