медицинский центр:
пн-пт 7.30-22.00
сб., вск: 8.00-21.00
колл-центр:
пн-пт: 07.00-22.00
сб-вс: 08.00-21.00
МРТ - круглосуточно
Операционное отделение:
пн-вс: 09.00-21.00

Начало учебного года — период высокой нагрузки и стресса для детей и их родителей. Сложности с концентрацией, нежелание садиться за уроки и повышенная утомляемость у школьников в сентябре — частое явление. Однако в некоторых случаях эти симптомы могут указывать на более глубокие проблемы, требующие профессионального внимания.
Когда пора обратиться к специалисту и чем может помочь современная психология? На эти и другие важные вопросы отвечает психолог медицинского центра «Нордин» Виктория Александровна ЛОПАТИК.

Виктория Александровна, расскажите, пожалуйста, подробнее, что такое сентябрьский стресс у школьников?
– Сентябрьский стресс — это не миф, а абсолютно реальное явление, и его распространенность связана с резкой сменой нескольких важнейших аспектов жизни ребенка:
Как отличить временный стресс от лени или, что важнее, от более глубоких проблем?
– Необходимо смотреть на длительность, интенсивность и набор симптомов. Нормальная адаптация занимает около 2-4 недель. Ребенок немного устает к концу дня. Может периодически пожаловаться на скучные занятия или нежелание идти в школу. Но при этом он успевает делать уроки (пусть и с напоминанием), у него сохраняется интерес к хобби и играм, он общается с друзьями, его эмоциональное состояние в целом стабильное.
Тревожные звоночки:
Ключевое отличие: лень — это выбор не делать что-либо, а стресс и истощение — это неспособность сделать это, даже если есть желание. Ребенок не «не хочет» учиться, он не может мобилизовать свои силы. Его мозг перегружен и требует «перезагрузки», а не упреков.
Если Вы наблюдаете комплекс этих признаков дольше 3-4 недель — это прямой сигнал, что пора разбираться в причинах глубже, и здесь уже может понадобиться помощь специалиста.
Чем опасно игнорирование проблемы?
– Невнимание к перечисленным сигналам — это самая большая и, к сожалению, распространенная ошибка родителей.
Последствия бездействия могут быть очень серьезными и долгосрочными, затрагивающими все сферы жизни ребенка:
1. Развитие хронической учебной дезадаптации. Ребенок не просто «не тянет» программу месяца, он выпадает из учебного процесса целиком. Учеба превращается в бессмысленную и мучительную повинность.
2. Формирование устойчивого негативного образа «Я». Ребенок ежедневно сталкивается с неудачами: не может усвоить материал, получает плохие оценки, выслушивает упреки учителей и родителей. Его самооценка стремительно падает. Он начинает считать себя глупым, ленивым, «не таким, как все». Формируется выученная беспомощность.
3. Возникновение соматических заболеваний и психосоматики. Постоянный стресс не уходит бесследно для тела. Нервная система истощается, и это начинает проявляться в виде реальных болезней:
Организм буквально «кричит» о помощи, когда психика уже не справляется.
4. Развитие тревожных и депрессивных расстройств. Постоянное напряжение, чувство несоответствия ожиданиям, страх перед школой и неудачами — прямая дорога к клинически выраженной тревоге. Это может перерасти в школьную фобию (панический отказ посещать занятия), социальную тревожность (страх любых оценок и взглядов со стороны) и в итоге — в детскую депрессию, которая требует уже серьезного медицинского вмешательства.
5. Ухудшение отношений в семье. Бесконечные ссоры из-за уроков, взаимные упреки, нарастающее чувство вины у ребенка и отчаяние у родителей — все это разрушает самую важную опору для ребенка — доверие и теплые отношения с близкими. Дом перестает быть безопасным местом, а становится еще одним источником стресса.
6. Социальная изоляция. Проблемы с учебой напрямую влияют на социальный статус ребенка в классе. Он может становиться объектом насмешек, его перестают брать в команды, он чувствует себя изгоем. Не имея сил и поддержки, он замыкается в себе, что еще больше усугубляет ситуацию.
Чем может помочь психолог?
– Специалист выступает независимым экспертом, который помогает разобраться в том, что именно происходит с ребенком. Он не дает оценок и не ищет виноватых. Его задача — понять корень проблемы.
С помощью бесед и специальных методик психолог оценивает эмоциональное состояние ребенка, уровень его тревожности, мотивации, самооценки и особенности взаимоотношений в семье и школе. Он объясняет, почему школьник так себя ведет, как правильно реагировать на его трудности и как создать дома поддерживающую среду, которая поможет ему справиться со стрессом.
Психолог помогает ребенку научиться понимать и выражать свои эмоции, снижать уровень тревоги, развивать навыки саморегуляции и преодолевать трудности в общении.
Что предлагает «Нордин»?
– Мы идем на шаг дальше. Поскольку многие учебные трудности имеют под собой не психологическую, а нейропсихологическую основу (то есть связаны с тем, как работает мозг и его отдельные структуры), мы предлагаем углубленный и максимально объективный метод — «Нейропсихологическую диагностику развития».
Программа прекрасно подходит для своевременного выявления скрытых трудностей:
По итогам консультации мы не просто констатируем проблемы, а даем родителям четкий и понятный план действий. Вы получаете развернутое объяснение ситуации, где описаны сильные и слабые стороны Вашего ребенка.
Индивидуальная программа коррекции – это не общие советы, а конкретный набор упражнений и методик, направленных на тренировку именно тех функций, которые дают сбой.
Мы объясняем, как правильно выстраивать режим дня, процесс выполнения уроков и взаимодействовать с ребенком, чтобы облегчить его нагрузку и раскрыть потенциал.
При необходимости можем предложить курс занятий, направленных на развитие отстающих функций через специальные двигательные и когнитивные упражнения.
Нейропсихологическая диагностика развития – это инвестиция в уверенное будущее школьника, которая помогает снять ярлыки, найти причину и предоставить реальные инструменты для успешной учебы и адаптации.
Приглашаем на консультацию, чтобы вместе помочь Вашему ребенку раскрыть свой потенциал и учиться с радостью!
Запись по телефонам:
Мы работаем для того, чтобы истории болезни
становились историями здоровья!