Режим работы колл-центра:
пн-пт: 07.00-22.00
сб-вс: 08.00-21.00
МРТ - круглосуточно
Записаться на прием
Режим работы колл-центра:
пн-пт: 07.00-22.00
сб-вс: 08.00-21.00
МРТ - круглосуточно
Записаться на прием

Сентябрьский стресс. Как помочь ребенку включиться в учебный процесс, объясняет психолог Виктория ЛОПАТИК

Начало учебного года — период высокой нагрузки и стресса для детей и их родителей. Сложности с концентрацией, нежелание садиться за уроки и повышенная утомляемость у школьников в сентябре — частое явление. Однако в некоторых случаях эти симптомы могут указывать на более глубокие проблемы, требующие профессионального внимания.

Когда пора обратиться к специалисту и чем может помочь современная психология? На эти и другие важные вопросы отвечает психолог медицинского центра «Нордин» Виктория Александровна ЛОПАТИК.


 

Виктория Александровна ЛОПАТИК
Медицинский психолог, магистр психологии первой категории
 

 

Виктория Александровна, расскажите, пожалуйста, подробнее, что такое сентябрьский стресс у школьников?

– Сентябрьский стресс — это не миф, а абсолютно реальное явление, и его распространенность связана с резкой сменой нескольких важнейших аспектов жизни ребенка:

  • Биологический ритм. За лето «расплывается» режим дня ребенка: он поздно ложится, поздно встает, нет четкого графика нагрузок. В сентябре организм вынужден резко перестраиваться под ранние подъемы и высокие энергозатраты, что является стрессом для нервной системы.
  • Когнитивная нагрузка. Мозг за каникулы «переключился» на режим отдыха. Требуется время, чтобы снова натренировать навыки концентрации, произвольного внимания, памяти и усидчивости.
  • Эмоционально-социальное напряжение. Возвращение в коллектив — это всегда необходимость заново выстраивать отношения с одноклассниками, занимать свою социальную нишу, подстраиваться под требования разных учителей.

 


 

Как отличить временный стресс от лени или, что важнее, от более глубоких проблем?

– Необходимо смотреть на длительность, интенсивность и набор симптомов. Нормальная адаптация занимает около 2-4 недель. Ребенок немного устает к концу дня. Может периодически пожаловаться на скучные занятия или нежелание идти в школу. Но при этом он успевает делать уроки (пусть и с напоминанием), у него сохраняется интерес к хобби и играм, он общается с друзьями, его эмоциональное состояние в целом стабильное.

Тревожные звоночки:

  • Постоянная усталость и апатия. Школьник приходит домой «как выжатый лимон», ничем не интересуется, даже тем, что раньше приносило радость.
  • Физические симптомы без медицинских причин. Частые головные боли, боли в животе, тошнота по утрам, проблемы со сном (трудно уснуть или постоянная сонливость).
  • Резкое изменение поведения. Повышенная плаксивость, вспышки раздражительности и агрессии, которых раньше не было.
  • Избегание всего, что связано со школой. Обман («забыл» дневник, «нет заданий»), истерики по утрам, настоящие панические атаки.
  • Стойкое ухудшение успеваемости. Если через месяц-полтора ребенок продолжает скатываться на двойки и тройки по предметам, которые раньше давались без особых проблем.
  • Социальная изоляция. Перестает общаться с одноклассниками, не отвечает на сообщения, никого не зовет в гости.

Ключевое отличие: лень — это выбор не делать что-либо, а стресс и истощение — это неспособность сделать это, даже если есть желание. Ребенок не «не хочет» учиться, он не может мобилизовать свои силы. Его мозг перегружен и требует «перезагрузки», а не упреков.

Если Вы наблюдаете комплекс этих признаков дольше 3-4 недель — это прямой сигнал, что пора разбираться в причинах глубже, и здесь уже может понадобиться помощь специалиста.

 


 

Чем опасно игнорирование проблемы?

– Невнимание к перечисленным сигналам — это самая большая и, к сожалению, распространенная ошибка родителей.

Последствия бездействия могут быть очень серьезными и долгосрочными, затрагивающими все сферы жизни ребенка:

1. Развитие хронической учебной дезадаптации. Ребенок не просто «не тянет» программу месяца, он выпадает из учебного процесса целиком. Учеба превращается в бессмысленную и мучительную повинность. 

2. Формирование устойчивого негативного образа «Я». Ребенок ежедневно сталкивается с неудачами: не может усвоить материал, получает плохие оценки, выслушивает упреки учителей и родителей. Его самооценка стремительно падает. Он начинает считать себя глупым, ленивым, «не таким, как все». Формируется выученная беспомощность.

3. Возникновение соматических заболеваний и психосоматики. Постоянный стресс не уходит бесследно для тела. Нервная система истощается, и это начинает проявляться в виде реальных болезней:

  • хронические головные боли;
  • нарушения работы ЖКТ (гастриты, синдром раздраженного
  • кишечника);
  • снижение иммунитета (частые простуды, обострения хронических
  • болезней).
  • кожные заболевания (нейродермит, экзема);
  • нарушения сна и аппетита.

Организм буквально «кричит» о помощи, когда психика уже не справляется.

4. Развитие тревожных и депрессивных расстройств. Постоянное напряжение, чувство несоответствия ожиданиям, страх перед школой и неудачами — прямая дорога к клинически выраженной тревоге. Это может перерасти в школьную фобию (панический отказ посещать занятия), социальную тревожность (страх любых оценок и взглядов со стороны) и в итоге — в детскую депрессию, которая требует уже серьезного медицинского вмешательства.

5. Ухудшение отношений в семье. Бесконечные ссоры из-за уроков, взаимные упреки, нарастающее чувство вины у ребенка и отчаяние у родителей — все это разрушает самую важную опору для ребенка — доверие и теплые отношения с близкими. Дом перестает быть безопасным местом, а становится еще одним источником стресса. 

6. Социальная изоляция. Проблемы с учебой напрямую влияют на социальный статус ребенка в классе. Он может становиться объектом насмешек, его перестают брать в команды, он чувствует себя изгоем. Не имея сил и поддержки, он замыкается в себе, что еще больше усугубляет ситуацию.

 


 

Чем может помочь психолог?

– Специалист выступает независимым экспертом, который помогает разобраться в том, что именно происходит с ребенком. Он не дает оценок и не ищет виноватых. Его задача — понять корень проблемы.

С помощью бесед и специальных методик психолог оценивает эмоциональное состояние ребенка, уровень его тревожности, мотивации, самооценки и особенности взаимоотношений в семье и школе. Он объясняет, почему школьник так себя ведет, как правильно реагировать на его трудности и как создать дома поддерживающую среду, которая поможет ему справиться со стрессом.

Психолог помогает ребенку научиться понимать и выражать свои эмоции, снижать уровень тревоги, развивать навыки саморегуляции и преодолевать трудности в общении.

 


 

Что предлагает «Нордин»?

– Мы идем на шаг дальше. Поскольку многие учебные трудности имеют под собой не психологическую, а нейропсихологическую основу (то есть связаны с тем, как работает мозг и его отдельные структуры), мы предлагаем углубленный и максимально объективный метод — «Нейропсихологическую диагностику развития».

Программа прекрасно подходит для своевременного выявления скрытых трудностей:

  • В усвоении информации (память, мышление).
  • В концентрации и устойчивости внимания.
  • В скорости обработки информации.
  • В пространственном восприятии (например, проблемы с почерком, счетом).
  • В регуляции и контроле своего поведения (импульсивность, неорганизованность).

По итогам консультации мы не просто констатируем проблемы, а даем родителям четкий и понятный план действий. Вы получаете развернутое объяснение ситуации, где описаны сильные и слабые стороны Вашего ребенка.

Индивидуальная программа коррекции – это не общие советы, а конкретный набор упражнений и методик, направленных на тренировку именно тех функций, которые дают сбой.

Мы объясняем, как правильно выстраивать режим дня, процесс выполнения уроков и взаимодействовать с ребенком, чтобы облегчить его нагрузку и раскрыть потенциал.

При необходимости можем предложить курс занятий, направленных на развитие отстающих функций через специальные двигательные и когнитивные упражнения.

 


 

Нейропсихологическая диагностика развития – это инвестиция в уверенное будущее школьника, которая помогает снять ярлыки, найти причину и предоставить реальные инструменты для успешной учебы и адаптации.

Приглашаем на консультацию, чтобы вместе помочь Вашему ребенку раскрыть свой потенциал и учиться с радостью!


 

Запись по телефонам:

  • 159;
  • +375 44 50 60 159;
  • +375 33 60 70 159.

Мы работаем для того, чтобы истории болезни

становились историями здоровья!

Запись на прием

Заказать обратный звонок

Оператор перезванивает по Беларуси, гражданам РФ и других стран отвечаем по электронной почте, указывайте, пожалуйста, свой e-mail в комментариях.

через колл-центр (тел.159), с 7:00:
  • 25 число — эндоскопия (дс, колоноскопия), гастроскопия (ФГДС)
  • 24 число — на консультацию к ревматологам, функциональную диагностику
  • 15 число — стоматологический приём, ультразвуковые исследования (УЗИ)
в МЦ «НОРДИН» у администратора 2-го этажа, с 7:00:
  • 25 число — эндоскопия (дс, колоноскопия), гастроскопия (ФГДС)
  • 24 число — на консультацию к ревматологам, функциональную диагностику
  • 15 число — стоматологический приём, ультразвуковые исследования (УЗИ)
Запись на прием

Оператор перезванивает по Беларуси, гражданам РФ и других стран отвечаем по электронной почте, указывайте, пожалуйста, свой e-mail в комментариях.

Запись на прием

Оператор перезванивает по Беларуси, гражданам РФ и других стран отвечаем по электронной почте, указывайте, пожалуйста, свой e-mail в комментариях.

Заказ сертификата

Оператор перезванивает по Беларуси, гражданам РФ и других стран отвечаем по электронной почте, указывайте, пожалуйста, свой e-mail в комментариях.

Запись в фитнес центр

Заказ чек-апа

Оператор перезванивает по Беларуси, гражданам РФ и других стран отвечаем по электронной почте, указывайте, пожалуйста, свой e-mail в комментариях.

Обратная связь

Оператор перезванивает по Беларуси, гражданам РФ и других стран отвечаем по электронной почте, указывайте, пожалуйста, свой e-mail в комментариях.

Отправить резюме

Обратная связь

Отзыв об услуге

Записаться на прием